Общественная экспертиза завода АКБ: что с ней не так

В преддверии Нового года интересную весть принесла «Брестская газета» со ссылкой на сайт компании 1AK-GROUP: «АйПауэр» объявил о проведении общественной экологической экспертизы проекта аккумуляторного завода.

Действительно, на сайте компании, а также на восьми (!) других ресурсах опубликовано Уведомление о проведении общественной экологической экспертизы проектной документации  по объекту строительства: «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт».

Какой смысл несет в себе публикация этого уведомления, комментирует юрист «Экодома» Сергей Магонов:

— Судя по публикации, мы имеем дело с продуманным планом отбеливания репутации АйПауэра в глазах общественности и государственных органов. Используя соответствующую терминологию и цитаты законодательства, создается имитация участия общественности в принятии решения о функционировании аккумуляторного завода, его безвредности для окружающей среды и здоровья человека.

Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) является одной из форм участия общественности в принятии экологически значимых решений. Как говорит определение, ОЭЭ — это установление соответствия или несоответствия градостроительной, предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации (далее – проектная документация) требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, осуществляемое по заявлению инициатора*. ОЭЭ всегда инициируется только общественностью (не компанией-заказчиком хоздеятельности), именно инициатор подбирает экспертов, публикует Сообщение о проведении ОЭЭ, указывает сроки, состав экспертов, контакты.

ОЭЭ проводится не когда взбредет в голову общественности, заказчику хоздеятельности или кому-нибудь еще, а в связке с общественным обсуждением отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), поэтому о возможности проведения ОЭЭ сообщается в уведомлении о проведении общественного обсуждения. Далее заключение ОЭЭ направляется в составе исследуемой документации (куда входит проект, материалы ОВОС, результаты общественного обсуждения и пр.) на ГЭЭ (государственную экологическую экспертизу).

Опубликованный документ не соответствует законодательству в следующем:

  1. Инициатором ОЭЭ не может выступать заказчик хоздеятельности.
  2. О проведении ОЭЭ публикуется Сообщение, а не Уведомление.
  3. Отсутствует инициатор ОЭЭ.
  4. В отношении объекта ОЭЭ в настоящее время не проводится процедура общественного обсуждения.

Таким образом, в имеющей место ситуации любые действия любых лиц в отношении «проектной документации по строительному проекту «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт», независимо от того, как они будут называться — оценка, экспертиза, изгнание духа плюмбофоба и так далее — не будут иметь правовых последствий общественной экологической экспертизы.

Публикация направлена на введение общественности в заблуждение, и оценку действиям должностных лиц исполкомов, разместивших информацию на официальных интернет-сайтах, дадут правоохранительные органы.

Восстановление права общественности на участие в принятии экологически значимого решения — о функционировании аккумуляторного завода — возможно лишь с первого этапа, то есть с проведения общественного обсуждения отчета об ОВОС, о чем общественность должна быть проинформирована надлежащим образом, а не так, как это было сделано в 2017 году. Тогда же возможным станет и проведение общественной экологической экспертизы.

*Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2010 г. № 1592.

Фото: 1reg.by

Добавить в социальные сети:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook