Заявление по поводу установки на первый энергоблок Белорусской АЭС корпуса реактора, столкнувшегося с железобетонным столбом при перевозке

Общественное объединение “Экодом”

bgp

Белорусская партия “Зеленые”

3 апреля 2017 года БЕЛТА сообщило о том, что корпус реактора первого энергоблока, столкнувшийся с железобетонным столбом при железнодорожной перевозке, установлен “в проектное положение”.

По информации БЕЛТА, перед установкой корпус реактора ВВЭР-1200 прошел входной контроль, “соответствующий всем регламентным требованиям”. Государственное информагентство пишет также со ссылкой на специалистов Группы компаний АSE, генподрядчика строительства Белорусской АЭС: ”Отдельно, при помощи соответствующего оборудования, был произведен визуальный, измерительный и иные виды контролей самого изделия. По результатам входного контроля подтверждено качество изделия, и корпус реактора был передан в монтаж”.

Напомним, речь идет о корпусе реактора для первого энергоблока, который в декабре 2016 года при железнодорожной перевозке столкнулся с железобетонным столбом. Как мы сообщали ранее, установка такого корпуса существенно повышает вероятность происшествий при эксплуатации энергоблока, включая риски радиационных аварий.

По информации, полученной нами от РУП «Белорусская атомная электростанция», во время инцидента при транспортировке был задет один из патрубков САОЗ и защитный кожух опорного бурта. По мнению ряда экспертов, после случившегося заказчик и подрядчик должны были провести дефектоскопию корпуса в заводских условиях, поскольку патрубок САОЗ подвергается многократным высоким нагрузкам во время эксплуатации реактора. Такие мероприятия проведены не были. По полученной нами информации от оператора строительства, а также по сообщениям БЕЛТА, был произведен визуальный осмотр корпуса и инструментальные замеры на площадке строительства.

Как считает эксперт в области атомной энергетики из Канады Гордон Эдвардс, этих мер недостаточно для исключения скрытых дефектов металла, которые в процессе эксплуатации могут стать причиной разгерметизации корпуса и привести к радиационной аварии.

Помимо этого, вторым проблемным следствием удара может стать нарушение прочностных характеристик опорного бурта, на котором крепится корпус реактора. Об этом говорит комментарий Виталия Медякова, курирующего проект Белорусской АЭС БЕЛТА: «Поскольку на опорное кольцо приходится вся весовая нагрузка, допустимое отклонение при совмещении осей корпуса реактора и опорного кольца составляет всего один миллиметр”.

Мы заявляем о том, что сложившаяся ситуация вызывает нашу крайнюю обеспокоенность, поскольку:

  • повышает риски аварий на Белорусской АЭС, включая радиационные;
  • по-прежнему остается непрозрачной и неподконтрольной общественности, включая затрагиваемых стран — строительство не было приостановлено, для расследования последствий инцидента не была создана комиссия с участием независимых экспертов, включая представителей заинтересованной общественности и затрагиваемой Литвы;
  • демонстрирует продолжающееся безответственное отношение заказчика и подрядчиков строительства Белорусской АЭС к ее радиационной безопасности;
  • строительство Белорусской АЭС по экспериментальному российскому проекту АЭС-2006 и без того несет недопустимо высокие риски для жителей Беларуси, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС, и соседней Литвы, является неприемлемым экономически и опасным для энергетической системы страны, как отмечается в заключении Общественной экологической экспертизы проекта Белорусской АЭС

Мы настаиваем на остановке опасного строительства Белорусской АЭС, детального, независимого и публичного расследования инцидента с корпусом реактора, а также других происшествий и нарушений при реализации проекта; пересмотра решений, связанных со строительством Белорусской АЭС, принятых с нарушениями законодательства и технических норм.

Добавить в социальные сети:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Google Buzz

Добавить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.