Влиять на процедуру общественных обсуждений в Беларуси можно, но это энергозатратно: интервью с Галиной Шатилло

Как местным активистам через общественные обсуждения достучаться до власти и бизнеса? Несмотря на то, что чаще всего общественные обсуждения в Беларуси ассоциируется со скандалами и несправедливостью, есть и успешные примеры. Ими и делится активистка из Минского района Галина Шатилло.

журналистка — Валерия Николайчик
дизайнерка — Лидия Вериго
заглавное фото — belsat

Галина Шатилло, Собрание по обсуждению отстойника для кожзавода, фото onliner.by

Эта статья входит в цикл материалов  с представителями бизнеса и общественного сектора о том, как они оценивают нынешнюю процедуру проведения общественных обсуждений и что можно было бы изменить.

Первую статью цикла “Как и почему объединение граждан в местные сообщества может улучшить город: интервью с Антоном Гарустовичем” уже читайте на нашем сайте.

Галина живет в Минском районе недалеко от иловой площадке «Волма» Минскводоканала (это 18 фекальных отстойников с отходами канализации), которые негативно сказываются на экологической обстановке в регионе. 

По мнению активистки, возможно, если бы у них в районе не было этой проблемы, то жители не объединились бы и не начали принимать активное участие в общественных обсуждениях, успешно отстаивая свою позиции.

Жители создали отдельный сайт, где собрали всю информацию о проблеме иловых прудов: “Иловые пруды под контролем”.

До чата жителей в Viber никакого движения вообще не было

– Сейчас мы общаемся и обмениваемся новостями через чат в Viber, который собрался два года назад. Там нас уже 620 человек. До чата не было никакого движения. Создатель группы по собственной инициативе решил объединить жителей района: просто разыскивая их в интернете на форумах и различных сайтах. Меня, например, нашел на онлайнере и написал письмо с предложением присоединиться.

Сегодня мы все вопросы обсуждаем в чате. Одна из участниц работает в библиотеке и она регулярно просматривает районную газету на тему проведения обсуждений. Потому что, на сайте иногда могут не вывесить какую-то информацию или вывесить позже, а в районной газете она будет обязательно. Я хотела сама выписать эту газету, но нужно подписаться обязательно еще и на какое-то минское издание, которое выходит пять раз в неделю, получается слишком дорого. 

Отмена строительства отстойника и перенос обсуждений из-за COVID-19

– Одно из громких достижений нашей инициативной группы, о котором активно писали в СМИ – это отмена строительства отстойника для отходов кожевенного производства в начале 2019. Мы хорошо подготовились к этому собранию, привлекли специалистов, которые изучили документацию и нашли много нестыковок. Что даже более важно: на собрание пришло много людей, более 70 человек и власти поняли, что мы настроены серьезно.

Собрание по обсуждению отстойника для кожзавода, 2019, фото SPUTNIK Беларусь

Местным властям для принятия решения, которое устроит общественность, надо как бы два вида “аргументов”: реальные и формальные. Реальный аргумент – люди недовольны, виден общественный резонанс, статьи в СМИ, полный зал на собрании. Вот это всё существенно.

И уже потом для официального решения нужны “формальные” аргументы: нарушения законодательства при проектировании, строительных или экологических норм. Но сначала смотрят на общественный резонанс, и если он есть – на фактические нарушения. Это не сразу понимаешь.

Из актуальных интересных примеров приведу обсуждение, которое началось уже в период пандемии COVID-19 – по строительству мини-печи для сжигания отходов. 

Как только стала известна дата собрания, мы на сайте petitions.by создали петицию с просьбой приостановить обсуждение – ведь невозможно провести это собрание без угрозы для здоровья. людей. Под ней подписалось 90 человек и обсуждение, действительно, приостановили из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки. 

Не всегда у нас в районе общественность приходит на обсуждения, чтобы высказать именно свое недовольство. Например, было собрание по строительству торгового здания, так все были за. Организаторы даже собирали мнения местных жителей, что бы они хотели, чтобы открылось в здании. Например, многие высказались за кофейню. Или строят ФОК, мы сходили, посмотрели – все прекрасно, всем довольны. 

О формальности процедур и силе общественного резонанса

– Я в основном принимаю участие во встречах по отчетам об ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Что хорошо в Беларуси налажено – что люди могут получить документы. Их более менее стабильно вывешивают на сайте организатора (у нас это Минрайисполком). И вот в этих документах необходимая информация, чтобы понять, что и где планируется строить.

Кроме того, профессионалы по этим документам могут находить нестыковки или нарушения норм. Но, конечно, тут следует проявлять инициативу и следить за объявлениями на сайте, не пропустить.

Процедуры общественных обсуждений в Беларуси достаточно формальные. Общественность информируют и все. Мы не можем, по существующему законодательству, оказывать никакого определяющего влияния. 

Было бы хорошо, если в комиссию по обсуждению отчета об ОВОС включали кого-то из общественности. Потому что, когда собрание заканчивается, мы просто сидим и ждем решения, не зная, что происходит. Конечно, можно прийти в райисполком и поинтересоваться, но вообще нам положено только это  – больше ничего. И даже это иногда приходится ждать не 10 дней, а месяц.

Общие собрания люди воспринимают в основном как место, куда можно прийти и высказать свое недовольство. И на это обращают внимание. Конечно, если придет и повозмущается пять человек, могут проигнорировать, но если 50 – то власти начинают прислушиваться.

Основная проблема обсуждений в том, что решение принимается где-то там кем-то еще до начала обсуждения. Потом его второпях проводят – и ничего себе, а местные жители против? Но в проект уже вложены деньги и силы. Возможно, эту проблему решило бы предварительное анкетирования. 

Также было бы полезно вывешивать объявления в общественных местах, что будут проводиться обсуждения и по какому вопросу. 

И помните, что очень важно проявлять активность самому. Никто за вас этого  делать не будет, а особенно представители власти. Интересуйтесь, смотрите, что собираются строить рядом с вами и участвуйте, насколько это возможно, в принятии решений.

Исследователи изучили, как беларусы участвуют в принятии решений: «Практика участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений», исследование подготовлено Центром европейской трансформации по инициативе ОО «Экодом».

Добавить в социальные сети:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook